На только что прошедшей конференции Открытой России, по сути, произошло два события: Михаил Ходорковский ушёл из председателей движения, и было объявлено о сути акции «Надоело», которая уже 3 недели длится в интернете.
Первое событие можно назвать знаковым: Михаил Ходорковский очень чётко и ясно дал всем понять, что политических лидерских амбиций у него нет, в движение он вкладывается действительно с целью изменений в стране, а не ради своих амбиций. Его уход — это не уход Явлинского с поста председателя Яблока, когда его тень нависает над каждым партийным съездом и ненавязчиво объясняет, как надо голосовать и что говорить. И уж точно не сценарий рокировок, а ля Путин-Медведев.
Год назад Ходорковский спустил проект массового движения на воду, потом проверил, что вроде не тонет, “заманил” на борт тусовку активистов из разных регионов, спрыгнул на берег и пожелал счастливого пути. Вопрос теперь только в том, поплывет ли лодочка или потонет. Если потонет, окажутся правы консерваторы и пессимисты, считающие, что в России без лидерской модели никуда, и поэтому даже либеральные лидеры воссоздают авторитаризм в своих организациях.
А если выплывет, то на наших глазах явится миру новая Россия. Россия свободная от «крепкой руки» и фюрерских амбиций. Россия, в которой есть жизнь после президенства и председательства. И ради этого уже стоило затевать всю эту историю с массовым движением.
Что касается раскрытия темы акции “Надоело!”, так или иначе она презентует нам то, как движение планирует свое позиционирование в ближайшем будущем. Три недели подготовки показали, что участники движения хорошо справляются с продвижением: PR оформление кампании идет напористо и достаточно ярко. Интрига, технологические приемы, возможность “поиграть” с портретами тех, кто надоел – это все хорошо мобилизует сетевую аудиторию, вовлекает ее в некоторую игру. Суть акции, раскрытая во время съезда в Таллинне показывает, что Открытая Россия пробует новые формы активизма и акционизма, и сам этот факт однозначно положительный. От пикетов, петиций и шествий с шариками все уже подустали. Их эффективность сомнительна. Так называемые “несанкционированные” акции или акции прямого действия используются только теми, кто по-настоящему отчаялся, но остался отчаянным. Внешне завуалированные “несанкционированные” акции, когда участник чувствует свою правоту и уверен в мирных намерениях окружающих (а значит с чистой совестью потом сможет сказать себе, что он прав, а те, кто его задержал, — нет) становятся модными и в этом же направлении движется Открытая Россия.
Однако, не это самое главное. Основной вопрос пока остался: зачем? Зачем делать акцию «Надоело!»?
Российское общество сегодня анемично и глубоко депрессивно. И флешмоб «Надоело!» вместе с его оффлайн частью вряд ли заставит россиян что-либо изменить в своем глобальном отношении к политике и способности сопротивляться давлению властей. Скорее всего они ещё раз злобно на все это взглянут и пойдут дальше тянуть свою лямку.
Как и человеку, страдающему от депрессии, российскому обществу нужны средства, которые дадут надежду на улучшения жизни в ближайшем будущем, и добавят сил, чтобы до этого улучшения дойти. Как тяжело больного, наше общество нужно тянуть к светлой надежде на процветание по чуть-чуть, подбадривая, нахваливая и подкармливая антидепрессантами. «Надоело!» вряд ли может стать таким средством, скорее даже наоборот. Так что пока молодые ходорковцы не дадут надежду, не научатся быть чуткими психотерапевтами для россиян, вряд ли движение выйдет за пределы узкой тусовки постоянных участников протестных акций.