Проект Норд Стрим-2 предполагает увеличение поставки газа в Германию. За газ, естественно, заплатят европейские потребители. Велика вероятность того, что вырученные за газ деньги Кремль потратит на пропаганду, репрессии, новые войны и аннексии, — пишет главный редактор сайта Activatica.org Евгения Чирикова.
Просвещенная общественность в России и за рубежом горячо обсуждает, как лов.ко молодой и европейский Макрон уделал Путина вопросами в Версале, и ждет скорого падения путинского режима под грузом западных санкций. Многие менее просвещенные россияне уверены — их страна сошлась в новом смертельном противостоянии с Западом и обреченно взирают на державные бульдозеры, давящие «крамольные» сыры и помидоры. Ошибаются, как мне недавно пришлось убедиться, те и другие. Почти незаметные за шумом словесных баталий, в Европе тихо и мирно проходят общественные слушания по проекту, который продлит жизнь путинскому режиму еще лет на 50.
Это проект Nord Stream-2, он предполагает поставку газа напрямую из России в Германию через Балтийское море. Следует отметить, что в 2016 году, невзирая на страшные и ужасные санкции, доля Газпрома в европейском потреблении газа достигла рекордного показателя — 34 % . Согласитесь, удивительную позицию заняла Европа — не жалея слов бороться с путинским режимом и тут же накачивать этот же режим газовыми деньгами.

24 апреля я приняла участие в общественных слушаниях по данному проекту в Министерстве Окружающей среды Эстонии. На слушания я шла с опаской, в моей прошлой жизни меня частенько не пускали на общественные слушания в Химках, поскольку не было у меня заветной химкинской прописки. А здесь я собиралась проникнуть на европейские слушания с российским гражданством. Но слушания действительно оказались «публичными» — цветом моего паспорта и пропиской никто не поинтересовался, и я спокойно прошла на территорию эстонского министерства.
К слушаниям представители компании Nord Stream 2 AG, реализующей проект Nord Stream-2, подготовились на славу — они надели солидные костюмы, повязали галстуки и на безупречном английском рассказывали, как это круто — покупать газ у Газпрома, пригрозили, что к 2030 году поставки газа существенно увеличатся.

На протяжении двухчасовой презентации с кучей трогательных картинок тюленей и рыбок мы слушали, как прекрасен и безопасен для Европы проект, в котором участвует 5 европейских компаний, но при этом по каким-то загадочным причинам 100% акций принадлежит Газпрому .
После презентации Nord Stream AG настало время вопросов. У меня появилась уникальная возможность добавить основательную ложку дегтя правды в газовую идиллию Норд Стрим-2.
По пунктам описываю свое выступление и реакцию на него представителей Nord Stream AG:
1. Прежде всего Норд Стрим-2 реализуется ПОСЛЕ аннексии путинской Россией Крыма, войны против Украины, катастрофы Боинга. Проект предполагает увеличение поставки газа в Германию. За газ, естественно, заплатят европейские потребители, деньги пойдут путинскому режиму, сделав его сильнее. Мы уже убедились, что путинская Россия ведет себя преступно и, что особенно неприятно — непредсказуемо. Велика вероятность того, что, как обычно, вырученные за газ деньги Кремль потратит на пропаганду, репрессии, новые войны и аннексии. Наверное, это не очень правильно, что за все это по факту заплатит живыми деньгами просвещенная Европа?
Услышав этот аргумент представитель Nord Stream-AG заявил, что все это «политические спекуляции, мы уже 19 лет отлично работаем с Газпромом и собираемся продолжить взаимовыгодное сотрудничество». Вот, собственно, всё, что вам надо знать о противодействии путинскому режиму в Европе…
2. Любопытно, что руководит Nord Stream AG весьма интересный человек — Варниг Маттиас. Бывший сотрудник Штази, резко ставший банкиром после приватизации, которой он занимался в ГДР. Мистер Маттиас дружит с Путиным и, вероятно, этим и объясняется, что он входит в наблюдательный совет Веншторгбанка, а также является Заместителем Председателя Совета Директоров «НК «Роснефть»

Когда на общественных слушаниях я озвучила представителям Nord Stream-2 информацию об их боссе, мне ответили, что в их компании вообще не принято смотреть на биографии, и они ну вот совершенно не знают — кто и где раньше работал. Интересно, какая кадровая политика у Nord Stream-2, и как они вообще принимают на работу сотрудников, не интересуясь их биографией?
3. Представитель Nord Stream-2 много и красиво говорил о пользе проекта для Евросоюза, но вот что удивительно — штаб-квартира компании находится в Швейцарии, которая в Евросоюз, как известно, не входит. Следовательно, платить налоги в Евросоюз, невзирая на словесные заверения в любви, компания не торопится. На прямой вопрос: отчего штаб квартиру организовали не в Евросоюзе, а в Швейцарии, Симон Боннель с загадочной должностью Head of Permitting в Nord Stream AG чистосердечно признался: «Нам так удобнее!»
Вообще участники проекта Норд Стрим 2 крайне изобретательны в вопросе налогообложения. Например, один из участников проекта компания Shell недавно потребовала от России налоговых льгот, а заодно и низкой стоимости газа.
4. Проект Норд Стрим -2 реализуется после парижского климатического саммита, когда вроде бы все страны признали опасность углеводородного топлива. Много красивых слов говорилось о развитии «зеленой энергетики» и планах отказаться от ископаемого топлива чуть ли не в ближайшие пару десятилетий. И тут вдруг — проект, который планирует существенно увеличить поставки опасного для климата топлива в Европу к 2030 году.
На это возражение Nord Stream AG включает дурачка и заявляет, что проект для климата безопасен, так как газ не так плох, как уголь. Возражение из серии «целых 5 комнат хотели оставить!».
Ну если с Nord Stream AG, которой руководит друг Путина, все понятно, то позиция властей Германии, мягко говоря, странная.
Как можно в одно и то же время делать громкие заявления о переходе на возобновляемую, безопасную и политически и климатически зеленую энергию и в то же самое время позволять Газпрому выкупить все свои газотранспортные мощности и никак не возражать против проекта, предполагающего значительное увеличение объема закупки газа из путинской России — понять тяжело.
5. Реализация проекта Норд Стрим-2 еще не началась, но проблемы он уже приносит. И, угадайте, какой стране? Правильно, России! Дело в том, что по территории РФ газопровод решили тянуть прямо по территории Кургальского заказника. Решение это противоречит российским законам, поскольку Кургальский заказник это особая природная зона с редкими видами: орланами, кольчатыми нерпами и многими другими, которые, естественно, охраняются законом РФ и вписаны в Красные Книги самого разного уровня.

Российские власти инициировали процесс переделки границ Кургальского заказника, чтобы всунуть в него газопровод в обход законов РФ. Уже сейчас на территории заказника начались изыскательские работы без всяких разрешений и это абсолютно незаконно.

Печально, что в случае с проектом Норд Стрим-2 мы наблюдаем, как работают двойные стандарты. На территории Германии трубопровод по природной территории (даже не имеющей особого охранного статуса, насколько мне известно) решено строить в туннеле, а вот на территории России решили избрать наиболее опасный и губительный для заказника, зато дешевый для Nord Stream-2 вариант.
Безусловно, Норд Стрим-2 — это грустная история о лицемерии и двойных стандартах. Когда люди с отличным европейским образованием в дорогих костюмах, с безупречным английским, которые все отлично знают и про экологию, и про права человека, и про последствия сотрудничества с людоедскими режимами, ради профита готовы начхать на европейские ценности и не зажимая носа в полный рост сотрудничают с теми, о котором уже давно не принято говорить в приличном обществе что-либо хорошее.
Но есть надежда остановить этот опасный во всех смыслах проект.
Сейчас идет этап экологической экспертизы, пока что Кургальский заказник идет под нож в угоду газовому проекту, но всё ещё можно остановить. Очень надеюсь, что экологическая экспертиза в Европе, в отличие от России, настоящая.

Есть один обнадеживающий знак — на следующий день после общественных слушаний в Эстонии со мной связалось Министерство окружающей среды с предложении включить мой доклад в отчет о публичных слушаниях. Собственно, так и должно работать Министерство окружающей среды здорового человека. Печально, что в России Министерство природных ресурсов понимает свои функции ровно наоборот и стремится не защищать, а распродавать вверенные ему природные ресурсы.