[cmsms_row][cmsms_column data_width=»2/3″][cmsms_text]
В 2009 году я получила назначение на должность судьи и стала членом Ассоциации польских судей «Iustitia». В течение следующих нескольких лет моя деятельность в Ассоциации была сосредоточена на проведении занятий для молодежи, организации обучающих курсов и интеграционных встреч. Как в Польше исполнительная власть пытается подчинить судопроизводство — пишет судья Марта Кожуховская-Варывода.
В октябре 2015 года, сразу после выборов, на которых победила правоконсервативная партия «Право и справедливость», Сейм избрал трех членов Конституционного суда взамен тех, которые были избраны депутатами предыдущего срока. Именно с этого момента можно говорить о конституционном кризисе в Польше, хотя тогда никто не мог предсказать, что будет дальше.
Один из ключевых институтов в Польше начал разрушаться. Следующим шагом стало избрание Юлии Пшилембской председателем Конституционного суда, что имело место в декабре 2015 года. Впервые главой Конституционного суда стал человек без научных достижений, что вызвало много споров. После внесения соответсвующих изменений в законодательство польский омбудсмен отозвал ранее поданные заявления о проверке конституционности законов, в том числе о мерах прямого принуждения и о государственной службе. Количество постановлений, вынесенных с тех пор Конституционным трибуналом, резко сократилось, а его роль была сведена до минимума (по крайней мере, до октября 2020 года).
Ответ юристов: образование
Одним из ответов гражданского общества на конституционный кризис стало создание Ассоциацией им. профессора Збигнева Холды так называемой Конституционной недели. В течение недели в октябре 2016 года, а затем и в последующие годы юристы, в том числе судьи, приходили в школы, чтобы поговорить с молодежью о практическом аспекте Конституции и о деятельности Конституционного суда. В акцию включились судьи Конституционного суда в отставке. Ежегодно в инициативе участвует все больше школ (сейчас — более 2500).
В то же время судьи Ассоциации польских судей «Iustitia» проводили в школах уроки права. По инициативе судей Кристиана Маркевича и Марты Щоцаж-Крышяк на доступном и простом языке был написан учебник «Правовая аптечка». Это был сборник знаний по всем областям права. 15 марта 2017 года Ассоциация впервые провела День юридической грамотности, который стал цикличным. Многие суды проводят встречи с судьями и представителями других юридических профессий, симуляции слушаний, лекции и дискуссии по правовым вопросам и судебным учреждениям, демонстрации и соревнования по медиации.
Изменения в Турции и Венгрии — поддержка из Польши
В июле 2016 года в Турции произошел переворот, а власти уволили почти 3000 судей и прокуроров. Следующим шагом стали массовые аресты судей, в том числе Мурата Арслана, президента турецкой ассоциации судей и прокуроров «YARSAV».
Наши коллеги-судьи из Турции слали по электронной почте драматические электронные письма с описанием текущей ситуации в стране, с информацией о масштабах задержаний и арестов судьям — это делалось через Международную ассоциацию судей (IAJ), и, следовательно, приходило также к нам.
Тогда для нас это было огромное потрясение — настолько огромны были масштабы репрессий против судей, а также государственных чиновников и журналистов. Я очень хорошо помню тот день — тогда впервые я кмментировала эту ситуцию публично в интервью телеканалу «Polsat».
Тем временем в Польше нарастал конституционный кризис. Ответом на него (в частности на объявленные изменений в Акты о Национальном совете судебной власти и системе общих судов) стала организация ассоциацией «Iustitia» в сентябре 2016 года Чрезвычайного конгресса польских судей, в котором участвовали более 1000 судей со всей Польши.
Еще одно важное событие произошло незадолго до конгресса. Решением от 22 июня 2016 года президент Анджей Дуда отказался назначить 10 судей, представленных Национальным советом судебной власти, на должности в судах различного уровня без объяснения причин. Это была беспрецедентная ситуация, которая вызвала широкое обсуждение полномочий президента в процессе назначения судей и разделения властей в Польше. Одним из приглашенных гостей был судья Андраш Бака, бывший председатель Верховного суда Венгрии. В 2009 году Андраш Бака был избран председателем Верховного суда венгерским парламентом сроком на 6 лет. В течение 2011 года Андраш Бака неоднократно публично критиковал юридические реформы в Венгрии, включая идею понижения пенсионного возраста судей с 70 до 62 лет. В декабре 2011 года Виктор Орбан провел конституционную реформу, в результате которой срок полномочий председателя Верховного суда был сокращен на 3 года и 6 месяцев. Андраш Бака подал жалобу в Европейский суд по правам человека, который в решении от мая 2014 г. по делу Бака против Венгрии установил нарушение ст. 6 и 10 Европейской конвенции о правах человека в связи с тем, что новое законодательство лишило заявителя права на справедливое судебное разбирательство и нарушил его свободу выражения мнения.
Правительство Венгрии обжаловало решение 2014 года в Большой палате Суда в Страсбурге, которая в своем решении от 23 июня 2016 года подтвердила предыдущее решение Суда и установила, что Венгрия нарушила право Андраша Бака на суд и его свободу выражения мнений в качестве председателя Верховного суда. Судья Андраш Бака сказал во время конгресса, что судебные органы Польши и Венгрии сталкиваются с одним и тем же вызовом: борьбой за независимость судебной системы и независимость судей. Тогда, в сентябре 2016 года, наверное, никто из нас, судей, не мог предсказать, что подготовленный для нас сценарий похож на тот, который был реализован в Венгрии: идея сокращения срока полномочий первого председателя Верховного суда и отправки значительного количество судей Верховного суда на пенсию.
Конгресс также стал беспрецедентным событием с точки зрения консолидации судебной власти. Впервые за многие годы судейское сообщество затронуло вопросы, связанные с функционированием системы судопроизводства в Польше. На съезд были также приглашены представители власти: президент, премьер-министр, спикеры сейма и сената и министр юстиции, но их места остались пустыми. Это был явный признак того, что другая сторона не заинтересована в ведении диалога с судебной властью.
Три ключевые закона
Тем временем дело 10 судей, которым президент отказал в назначении на новые должности, застопорилось. В эту группу входила моя знакомая, которая несколько лет подряд была судьей районного суда. В её ведомство передали дело об организованной преступной группе, занимающейся незаконным оборотом наркотиков. Некоторые из обвиняемых были связаны с субкультурой футбольных фанатов — болельщиков варшавской команды «Легия». Одним из обвиняемых был Мацей Добровольский, утверждения которого основывались на показаниях коронного свидетеля, этот человек находился под стражей почти 40 месяцев, а его дело освещалось в консервативных СМИ. Сложно сказать, привело ли рассмотрение этого дела к отказу в назначении на новую должность, поскольку решение президента не имело никаких оснований.
С наступлением 2017 года активизировалась законодательная работа польских властей по внесению поправок в три ключевых закона, регулирующих функционирование системы правосудия в Польше. Первым, который появился 12 апреля 2017 года, был законопроект парламента о системе общих судов, который предполагал изменение модели назначения глав судов и их заместителей — здесь увеличивалось влияние министра юстиции на кадровые должности, вводились новые инструменты внешнего и внутреннего надзора за административной деятельностью судов; вводился принцип случайного распределения дел между судьями и принцип равной нагрузки на судей при рассмотрении дел в суде. Предлагаемые изменения усилили позицию министра юстиции и ограничили компетенцию судебного самоуправления, но не решили основные и наиболее важные проблемы: например, слишком большая нагрузка судов, слишком долгое время рассмотрения дел или отсутствие современной компьютеризации.
Началась дискуссия в СМИ о направлениях реформы судебной системы. Ассоциация «Iustitia» вместе с Польским советом адвокатов и Национальным советом юрисконсультов созвала Конгресс польских юристов в мае 2017 года в городе Катовице. Организаторы конгресса согласились с тем, что Польше нужна реформа судебной системы, которая, однако, требует хорошо продуманных решений, разработанных и согласованных с такими сообществами, как юристы, юрисконсульты и судьи.
Сообщество юристов согласилось с тем, что реформа судебной системы должна проводиться в соответствии с принципами демократического правового государства, в частности принципом сохранения независимости судов, судей и автономии самоуправления. На этот раз были приглашены представители исполнительной власти, но вместо министра юстиции на съезде появился заместитель министра юстиции Марцин Вархол, который в своем выступлении сослался на риторику политиков о том, что в Польше есть судьи «коммунистического периода», требующие реформы, и о необходимости изменения модели дисциплинарного производства в отношении судей из-за их неэффективности. Во время его речи большинство присутствующих покинуло зал, и шанс на любой диалог пропал. Конгресс польских юристов завершился принятием резолюции, в которой постулировалось проведение общественных консультаций по законодательной работе с особым использованием знаний и опыта юристов, создание Комиссии по социальной кодификации, представляющей различные юридические профессии, и призыв к диалогу, не вступая в противоречие с миром права и политики.
Отбор новых судей и дисциплинирование старых
Вскоре после съезда, 23 июня 2017 г. в Сейм поступил депутатский законопроект о Национальном совете судебной власти, который, как было объявлено общественности, касался процедуры отбора членов Национального совета судебной власти и нового числа членов, избираемых судьями отдельных судов — чтобы увеличить прозрачность выбора и участие общественности. Затем, 12 июля 2017 года, в Сейм был внесен ещё один депутатский законопроект о Верховном суде. Проект предусматривал создание Дисциплинарной палаты, Палаты по общественным делам и чрезвычайному контролю, снижение пенсионного возраста судей и новые правила назначения Первого председателя Верховного суда.
Введение этих положений было направлено на замену состава Верховного суда. Дисциплинарная палата была представлена властями как своего рода «особый судья», а судьям, ставшим ее членами, гарантировано вознаграждение на 40% выше, чем вознаграждение судей, выносящих решения в других палатах Верховного суда. Все три закона были направлены на ограничение независимости судов, за счет усиления полномочий Сейма (назначение членов Национального совета судебной власти), президента (избрание Первого председателя Верховного Суда из числа представленных кандидатов), министра юстиции (право увольнять и назначать председателей и заместителей председателей судов, право назначать официального представителя по дисциплинарной ответственности и его заместителей). Предлагаемые законодательные изменения поставили под сомнение идею разделения властей и дали политикам огромное влияние на функционирование судебной системы.
Реакция юридического сообщества не заставила себя долго ждать. 16 июля 2017 года правление нашей Ассоциации призвало граждан вместе с судьями прийти к зданию Верховного суда с символическими свечами. Регламент протеста запрещал использование каких-либо партийных знаков или эмблем, протест должен был быть полностью аполитичным. Кроме того, в нашем обращении содержался призыв к людям из-за пределов столицы — прийти со свечами к судам в их городах.
Явка на первом протесте превзошла наши ожидания. В считанные дни протесты в защиту независимой судебной системы распространились по стране и стали известны как «Цепи света». В протестах приняли участие судьи, представители других юридических профессий и поддерживающие нас граждане. Сотни тысяч людей протестовали на улицах и перед зданиями судов по всей Польше.
В Варшаве люди также собрались на улице Краковское предместье перед президентским дворцом и призвали наложить вето на все три закона. По данным городских властей, в один день в Варшаве протестовали 50 тысяч человек, но были и места, где один человек стоял со свечой перед зданием суда. Это был первый раз, когда я вышла на уличный протест в качестве судьи, чтобы продемонстрировать свое несогласие с действиями, подрывающими независимость судебной системы и независимость судей. Для нас это был совершенно новый опыт, потому что в протестах нас поддержали представители других юридических профессий. Тогда появились инициатива «Свободные суды», которая под руководством четырех юристов проводит кампанию в СМИ и образовательные акции в поддержку независимости судебной системы в Польше. Одной из первых ее инициатив стала запись короткометражных видеороликов, в которых представители культуры, чаще всего популярные артисты, объясняли гражданам, какие гарантии связаны с независимой судебной системой.
Под давлением гражданских протестов президент Анджей Дуда наложил вето на два из трех законов — о Верховном суде и Национальном судебном совете. К сожалению, вето не коснулось самого важного для нас закона — о системе общих судов, что означало огромное влияние министра юстиции на текущее функционирование судов и почти полную ликвидацию судебного самоуправления.
С другой стороны, мы были очень рады, что нам удалось защитить Верховный суд. В тот же день еще один митинг прошел перед зданием Верховного суда. На специальном месте рядом с памятником Варшавскому восстанию, на здании Верховного суда появился баннер: «Это наш суд». Большая группа судей Верховного суда вместе с первым председателем вышла на площадь, чтобы поблагодарить граждан за поддержку. В результате этого решения законопроекты были возвращены в Сейм на пересмотр. К сожалению, продолжение событий оказалось хуже, чем мы могли представить.
Продолжение читайте здесь
Марта КОЖУХОВСКАЯ-ВАРЫВОДА, судья Районного суда Варшава—Воля
Фото: Iustitia
[/cmsms_text][/cmsms_column][cmsms_column data_width=»1/3″][cmsms_image align=»none» caption=»Фото: Iustitia» link=»https://freerussia.eu/wp-content/uploads/2020/12/36617511_252773968649602_6197792293806669824_n.jpg» animation_delay=»0″]11872|https://freerussia.eu/wp-content/uploads/2020/12/36617511_252773968649602_6197792293806669824_n-300×182.jpg|medium[/cmsms_image][/cmsms_column][/cmsms_row]