Кампания вакцинации в Польше идет в ногу со среднестатистическим уровнем по ЕС. Уже в мае каждый желающий мог записаться на прививку. По словам врачей, больше всего желающих хотят прививаться вакцинами Pfizer, Moderna, Johnson&Jonson. Неудачный старт вакцинации препаратом AstraZeneca, подхваченный позднее российской пропагандой, сделал свое: его упаковки всё реже заказывают пункты вакцинации, а польское правительство намерено перепродать партии AstraZeneca на Западные Балканы или в Украину.
Тем не менее, по нынешним подсчетам четверть поляков не хочет вакцинироваться. По сравнению с декабрем 2020 года, когда вакцинация только началась, это прогресс — тогда почти половина поляков была настроена скептически. Ниже всего интерес к прививкам у молодежи, женщин, людей с правыми и консервативными взглядами, у тех, кто не доверяет Европейскому Союзу, и тех, кто склонен верить в теории заговора.
Из исследований, проведенных в Европе и Польше еще до пандемии, выявляются три фактора, свидетельствующие о нежелании вакцинироваться. Во-первых ,уверенность в собственном здоровье, а также вера в то, что заражение коронавирусом несет минимальный риск. Во-вторых, уровень доверия, точнее недоверия, к государственным институтам и науке, к намерениям политиков, а также убеждения в неэффективности вакцинации. И, наконец, в-третьих — организационные моменты и удобство вакцинации, ведь порой даже небольшой дискомфорт увеличивает вероятность сомнения в прививке.
Скептическое отношение молодых людей легко объяснить :они рассматривают коронавирус как болезнь, которая угрожает в первую очередь пожилым людям. Ковид также преподносился более опасным для мужчин, возможно поэтому женщины были широко представлены среди скептиков: полек больше всего беспокоят побочные эффекты.
Что примечательно, отношение поляков к вакцинации во многом противоречит традиционным водоразделам польского общества (например, региональным, которые все еще видны во время выборов). Движение антивакцинаторства в Польше представляют люди крайне разнородных взглядов , многие из них ещё колеблются и могут перейти в другую группу. У них нет единых политических предпочтений, их можно найти в любой части электората.
Лишь радикальноправая «Конфедерация» отчетливо привлекает к себе яростных противников прививок.
Польские движения против вакцинации во многом похожи на действующие в других странах — в частности, во Франции, Италии и Германии. Однако оказывается, что в Польше иначе, нежели в Западной Европе, антивакцинаторы влияют на общее желание общества сделать прививку. На западе ЕС процент людей, желающих вакцинироваться, выше, чем в Польше, и не так сильно колеблется.
Скептицизм по поводу прививок тесно связан с теориями заговора. Они могут быть иррациональными и звучать бессмысленно, но они частично удовлетворяют потребность в ощущении контроля. Вера в заговоры не зависит от простых демографических параметров, хотя склонность к ним выявляют более молодые, менее образованные люди, живущие в небольших городках или в сельской местности.
Так, группа при главе Польской академии наук, анализируя взгляды поляков на пандемию, делает мониторинг записей людей с крайними правыми и левыми убеждениями в соцсетях.
Обе группы бывают близки к теориям заговора, хотя и различаются по их содержанию. Если правые считают вакцины способом контроля либо уничтожения людей, то левые озабочены отрицательным влиянием корпораций, т.н. «Big Pharma», на решения политиков о массовой вакцинации. Это “коллективный нарциссизм”: те, кто разделяет убеждение о принадлежности к большой и важной группе (важность которой не обязательно признается другими группами), склонны больше верить в теории заговора, в том числе в отношении вакцин.
В то же время сравнительные исследования, проведенные более чем в десятке европейских стран, показывают, что поляки ничем не выделяются на фоне других обществ. До 50% людей склонны верить в различные теории заговора, лишенные смысла. Тем не менее, во время пандемии в Польше снизилось число людей, разделяющих подобные мнения о коронавирусе. Если в утверждения типа «фармацевтические компании скрывают данные о смертности, вызванной вакцинацией”, “препараты содержат чип и приводят к аутизму» в сентябре прошлого года верили 18% поляков, то в апреле этого года их часть снизилась до 9,5%. Причиной этого снижения может быть собственный опыт болезни.
От стран Западной Европы восточная часть континента отличается низким уровнем доверия, особенно к политикам. А ведь именно политики принимали решения об ограничениях во время пандемии, так же, как и о массовой вакцинации.
Как бороться с этим недоверием? Прежде всего, с помощью науки и просвещения. Учёные имеют относительно высокий авторитет, в том числе в странах Восточной Европы.
ИИ
Фото: Pixabay