Что произошло? 5 сентября Мосгорсуд признал бывшего журналиста «Коммерсанта» и «Ведомостей» Ивана Сафронова виновным в госизмене и приговорил его к 22 годам колонии строгого режима, двум годам ограничения свободы и штрафу 500 тысяч рублей. Защита обжалует приговор.
Кто такой Иван Сафонов? Журналист Иван Сафронов 10 лет писал об армии и военной промышленности в крупнейшие газеты России, «Коммерсантъ» и «Ведомости». Весной 2019 года Сафронов вместе с коллегами опубликовал материал о возможной отставке спикера Валентины Матвиенко с поста председателя Совета Федерации. Через месяц после публикации материала двое авторов — Иван Сафронов и Максим Иванов — уволились из «Коммерсанта», написав, что их вынудили уйти. Через несколько месяцев после ухода из журналистики Ивана Сафронова задержали (июль 2020 года), предъявили обвинение в госизмене, арестовали и поместили в СИЗО «Лефортово». На тот момент он менее полтора месяца работал советником главы «Роскосмоса». Следствие утверждает, что он передавал секретные данные зарубежным спецслужбам. Журналист не согласен с обвинением.
Как проходил процесс Сафронова? Подробности дела не разглашались, процесс закрыли, а на защиту оказывалось давление. Адвокат Сафронова Евгений Смирнов рассказывал, что слежку за журналистом установили еще в 2014-м, но по другому делу о «Разглашении государственной тайны». Два года, пока шло следствие, Сафронов находился в СИЗО и ни разу не смог позвонить близким. Следствие утверждает, что Сафронов якобы передавал информацию, содержащую гостайну, иностранным гражданам в интересах западных разведок.
Заседания суда были закрытыми из-за якобы содержащейся в деле гостайны.
Весной 2021 года на его адвоката Ивана Павлова завели уголовное дело о разглашении данных следствия. В сентябре 2021 он покинул Россию. Из-за давления спецслужб Россию покинул еще один адвокат Сафронова — Евгений Смирнов.
Допрошенные свидетели утверждают, что не передавали Сафронову никаких секретных сведений. Следствие заявило, что Иван Сафронов передавал данные о «гостайне» из корыстных соображений, но не смогло доказать это.
Сторона обвинения запрашивала 24 года заключения, ограничение свободы на два года и штраф 500 тысяч рублей. 30 августа, запрашивая срок, прокурор Эльвира Зотчик предложила Сафронову признать вину в обмен на 12 лет лишения свободы.
«Изучив все, что мне инкриминировало следствие, я могу однозначно утверждать: мое уголовное преследование напрямую связано с моей журналистской работой», — сказал Сафронов в последнем слове.
Почему это важно? Журналистам удалось ознакомиться с материалами дела и доказать, что Сафронова судят за журналистскую деятельность, но суд отказался приобщить расследования к делу.
О сути дела против Сафронова стало известно только в конце августа 2022 года, то есть через два года после начала следствия. Издание «Проект» опубликовало обвинительное заключение: Сафронову вменяли передачу информации гражданину Чехии Мартину Ларишу, а также передачу секретных сведений о действиях России в Сирии разведке Германии и Цюрихскому университету Швейцарии через Воронина. Следствие нашло «гостайну» в семи файлах, отправленных Сафроновым: один — Воронину, шесть — Ларишу.
Журналисты «Проекта» проанализировали файлы, которые Сафронов отправлял Ларишу и Воронину. Практически вся информация, которую они содержат, есть в открытых источниках — материалах СМИ и государственных сайтах. Единственное, что журналисты не смогли найти в открытом доступе, — информация о том, что испытания разведывательных спутников «Барс-М №2», «Персона №2» и «Персона №3» не были завершены в срок. В обвинительном заключении сообщается, что ФСБ обнаружила в этом фрагменте сведения, «разглашающие направление использования, назначение и техническое состояние разведывательной аппаратуры». Но как раз эту информацию о назначении и техническом состоянии аппаратуры журналисты «Проекта» нашли в «Википедии». Журналисты предположили, что «гостайной», из-за которой судят Сафронова, могла стать информация о сорванных сроках. Однако эти же сведения всего через полтора месяца после их «передачи» без проблем опубликовал на своем сайте Арбитражный суд Москвы.
Фото: Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ